Илья Репин. Портрет П.М.Третьякова. 1883. Холст, масло. 101 x 77. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Знакомство И.Е.Репина и П.М.Третьякова относится к самому началу 1870-х. Свидетельством их искренних, глубоко уважительных и дружеских отношений является коллекция произведений художника, собранных Третьяковым. Им были приобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. Репин был одним из главных исполнителей портретных заказов Павла Михайловича для его галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры. Третьяков внимательно относился к рекомендациям Репина по приобретению произведений других художников. В частности, после смерти И.Н.Крамского по совету Репина Третьяков приобретает у наследников художника ряд его произведений. Репин писал Третьякову о продающихся картинах К.П.Брюллова, А.Г.Варнека, А.Г.Венецианова, С.Ф.Щедрина и др. Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее "колоссальным, беспримерным подвигом", а самую галерею "чудным памятником". Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (1873-1898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности друг друга.
Репина писал портреты быстро, с непобедимым желанием дать не только портретное сходство, а схватить и передать внутренний мир человека, самое сокровенное его души. Во время сеанса вызывал на разговоры, споры.
Третьяков долго не соглашался позировать, не хотел, чтобы посетители выставки узнавали его в лицо. Репин, напротив, считал, что в России и во всем мире должны знать Третьякова, такого замечательного человека, создателя первой национальной галереи. Репин изобразил Третьякова в обычной его позе, когда Третьяков сосредоточено, внимательно слушает художника, почти каждое воскресенье он бывал у Репиных.
Портрет, начатый в январе 1882, из-за занятости П.М.Третьякова писался И.Е.Репиным с большими перерывами, особенно после переезда художника в сентябре из Москвы в Санкт Петербург, и был завершен в 1883.
Портрет П. М. Третьякова не отличается темпераментностью кисти, бросающейся в глаза, жизненной трепетностью, блеском колорита, как, например, портреты Пирогова и Стрепетовой. Но к сдержанной, крайне скромной натуре Третьякова такая техника не пошла бы. Репин выбрал суховатую, строгую манеру живописи. Репин изобразил его ушедшим в себя, поглощенным думой. Фон — любимая им галерея, дело всей его жизни. Тяжелые багеты висят над его сутулой спиной, примостившейся к мягкой спинке стула.
Красиво правильное строгое иконописное лицо - рыжеватая борода, карие глаза под соболиными бровями; характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкнутость характера. Оригинальна и выразительна превосходно написанная, очень индивидуальная рука с тонкими, длинными, несколько изогнутыми пальцами, лежащими на драповой ткани купеческого сюртука. Современники находили, что портрет отличался безусловным глубоким сходством.
Источники:
|