Пятница, 26.04.2024, 22:55
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации

Рекомендации по составлению рабочих программ

Рабочая программа по учебному предмету  - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения (далее - ОУ).

Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задача рабочей программы - конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Функции рабочей программы:

  • нормативная, то есть рабочая программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы основного  общего образования, относятся:

  • программы по учебным предметам;
  • программы элективных курсов, курсов по выбору.

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

  • федеральному государственному образовательному стандарту общего образования;
  • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программе формирования универсальных учебных действий (УУД).
  • основной образовательной программе основного общего образования;
  • примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
  • федеральному перечню  учебников.

Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно - тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

Структурные элементы рабочей программы педагога

Рабочие программы учебных предметов и курсов в соответствии со Стандартом должны содержать:

Элементы

рабочей

программы
Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист
  • Полное наименование образовательного учреждения по Уставу;
  • гриф утверждения программы
  • название учебного курса, для изучения которого написана программа;
  • указание параллели, класса, где реализуется  программа;
  • фамилия, имя и отчество педагога, разработавшего программу и реализующего предмет, квалификационная категория;
  • название населенного пункта;
  • год составления программы.

Пояснительная записка

 

Назначение пояснительной записки состоит в том, чтобы кратко охарактеризовать специфику и значение данного учебного предмета для решения общих целей и задач образо­вания, определенных в образовательной программе данной ступени обучения.

  • Название, автор и год издания авторской /примерной  программы, на основе которой разработана рабочая программа, и учебников, которые используются в процессе обучения;
  • конкретизируются цели и задачи конкретного учебного предмета в области формирования системы личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и освоения содержания курса (цель и задачи формулируются в соответствии с ФГОС,  примерной или авторской программой к конкретному учебно – методическому комплексу и с учетом специфики данного ОУ);
  • Нормативно - правовое обеспечение программ;
  • указывается, в какую образовательную область входит данный предмет;
  • сроки реализации программы;
  • указывается недельное и годовое количество часов;
  • основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;
  • место предмета в междисциплинарной программе;
  • приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Общая характеристика учебного предмета Раскрывается роль и важность предмета/курса с точки зрения целей общего образования (опираясь на концепцию ФГОС начального и общего образования), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной, основной и старшей школе; делаются акценты на осуществление связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой и с актуальными событиями современности.
Описание места учебного предмета в учебном плане Указываются классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета/курса в начальной и основной школе, количество часов, выделяемое на освоение программы.Необходимо четко расписать количество часов по неделям и годам обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета  
Содержание учебного предмета
  • Перечень и названия разделов и тем курса;
  • количество часов, необходимое для изучения каждого раздела и каждой темы с указанием практических и лабораторных работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении;
  • дата проведения урока в соответствии с годовым календарным графиком.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
  • Учебно – тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов, в том числе на проведение зачетов, контрольных, практических и лабораторных работ. В календарно - тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые орга­низационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на от­дельные темы. Тематическое планирование может быть представлено в виде таблицы. Форма календарно - тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обу­чения и контроля носят примерный характер. Они оп­ределяются особенностями класса, в котором пре­подается предмет, спецификой самого учебного кур­са (например, необходимостью проведения практи­ческих и лабораторных работ для предметов есте­ственно - научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кро­ме того,  могут быть вклю­чены экскурсии, конференции и другие формы про­ведения занятий.
  • Контроль освоения учащимися содержания курса явля­ется важнейшим этапом учебного процесса и выпол­няет обучающую, проверочную, воспитательную и кор­ректирующую функции, поэтому средства контроля могут быть зафиксированы в учебно-тематическом плане. В структуре программы про­верочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Учитель отбирает, перерабатывает или самостоятельно разрабатывает систему контролирующих материалов (тесты, контрольные работы, вопросы для зачета и др.). В рабочую программу может быть включен перечень вопросов или форм итогово­го, промежуточного и текущего контроля по изучаемой дисциплине:
    - текущий контроль: устный опрос, тест  и т.д.
    - промежуточный контроль: проверочная работа,    самостоятельная работа, тест;
    - итоговый контроль: контрольная работа, тест, портфолио.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Разработ­чик рабочей программы определяет, насколько данный УМК обеспечивает достижение целей и задач, поставленных в учебной программе. Следует помнить, что программа, не обеспеченная учебно-методическим комплексом, вы­зывает трудности как для обучающихся, так и для учителя, поэтому не может в пол­ной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. Образовательное  учреждение должно быть обеспечено  учебниками, учебно-методической литературой и материалами  по всем учебным дисциплинам  ООП ООО;  должно  иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. В ООП ООО должно быть описано все учебно-методическое  и информационное обеспечение для  реализации целей и задач начального  общего  образования:

  1. Литература: учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии
  2. Дидактические материалы: словари, справочники, наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);
  3. Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды
  4. Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Пе­речень основной литературы включает издания, со­держание которых конкретизирует знания обучающихся по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания по отдельным ас­пектам и проблемам курса. Спи­сок литературы включает библиографические опи­сания рекомендованных автором программы изда­ний, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию:
- если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий;
- при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых и т.д.;
- указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен – 336 с.;
- если рассматриваем несколько страниц – С. 30-38.

Планируемые результаты изучения учебного предмета Данный элемент рабочей программы представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных операционально  (через  действия обучающихся) и диагностично.  Перечень целей - результатов включает в себя определенный уровень достижений (предметные и общие учебные умения и способы деятельности). Требования к уровню подготовки учащихся прописываются в соответствии с ФГОС НОО и  ООО и примерной программой; они не могут быть ниже требований, сформулированных в данных документах. В то же время они должны быть понятными для обучающихся и их родителей.
Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы
  • Объекты контроля;
  • методы и формы контроля:

-стартовые диагностические работы на начало учебного года;
-интегрированные (комплексные) контрольные работы;
-тематические проверочные (контрольные) работы;
- проекты;
-практические работы;
-творческие работы;
-диагностические задания;
-самоанализ и самооценка;

  • количество тематических, творческих, итоговых контрольных работ, проектов;
  • нормы оценок различных видов деятельности , оценочные шкалы.
Приложения к программе
  • Основные понятия курса;
  • контрольно-измерительные материалы;
  • темы проектов;
  • темы творческих работ.

 

Категория: Публикации | Добавил: Татьяна (14.08.2015)
Просмотров: 3092 | Теги: программа, Рабочая, изо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Администратор
Категории раздела
Новые материалы
Осень-зима
Видеоролик "Осень в произведениях русских художников"
Пейзаж родной земли
Мастер-класс Рисуем Новогоднюю игрушку Дед Мороз
Никифорова Н.В. Мастер-класс Новогодняя подвеска "Дед Мороз"
Мы ВКонтакте
Свидетельство
Форма входа
Кто на сайте?
Кто на сайте?
Всего ответов: 1848
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кнопка сайта
Поиск по сайту