Рабочая программа по учебному предмету - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения (далее - ОУ).
Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
Задача рабочей программы - конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы элективных курсов, курсов по выбору.
При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту общего образования;
- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программе формирования универсальных учебных действий (УУД).
- основной образовательной программе основного общего образования;
- примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- федеральному перечню учебников.
Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно - тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
Структурные элементы рабочей программы педагога
Рабочие программы учебных предметов и курсов в соответствии со Стандартом должны содержать:
Элементы
рабочей
программы |
Содержание элементов рабочей программы |
Титульный лист |
- Полное наименование образовательного учреждения по Уставу;
- гриф утверждения программы
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, класса, где реализуется программа;
- фамилия, имя и отчество педагога, разработавшего программу и реализующего предмет, квалификационная категория;
- название населенного пункта;
- год составления программы.
|
Пояснительная записка
|
Назначение пояснительной записки состоит в том, чтобы кратко охарактеризовать специфику и значение данного учебного предмета для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения.
- Название, автор и год издания авторской /примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа, и учебников, которые используются в процессе обучения;
- конкретизируются цели и задачи конкретного учебного предмета в области формирования системы личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и освоения содержания курса (цель и задачи формулируются в соответствии с ФГОС, примерной или авторской программой к конкретному учебно – методическому комплексу и с учетом специфики данного ОУ);
- Нормативно - правовое обеспечение программ;
- указывается, в какую образовательную область входит данный предмет;
- сроки реализации программы;
- указывается недельное и годовое количество часов;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;
- место предмета в междисциплинарной программе;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
|
Общая характеристика учебного предмета |
Раскрывается роль и важность предмета/курса с точки зрения целей общего образования (опираясь на концепцию ФГОС начального и общего образования), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной, основной и старшей школе; делаются акценты на осуществление связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой и с актуальными событиями современности. |
Описание места учебного предмета в учебном плане |
Указываются классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета/курса в начальной и основной школе, количество часов, выделяемое на освоение программы.Необходимо четко расписать количество часов по неделям и годам обучения. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета |
|
Содержание учебного предмета |
- Перечень и названия разделов и тем курса;
- количество часов, необходимое для изучения каждого раздела и каждой темы с указанием практических и лабораторных работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении;
- дата проведения урока в соответствии с годовым календарным графиком.
|
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности |
- Учебно – тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов, в том числе на проведение зачетов, контрольных, практических и лабораторных работ. В календарно - тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Тематическое планирование может быть представлено в виде таблицы. Форма календарно - тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно - научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.
- Контроль освоения учащимися содержания курса является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции, поэтому средства контроля могут быть зафиксированы в учебно-тематическом плане. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Учитель отбирает, перерабатывает или самостоятельно разрабатывает систему контролирующих материалов (тесты, контрольные работы, вопросы для зачета и др.). В рабочую программу может быть включен перечень вопросов или форм итогового, промежуточного и текущего контроля по изучаемой дисциплине:
- текущий контроль: устный опрос, тест и т.д.
- промежуточный контроль: проверочная работа, самостоятельная работа, тест;
- итоговый контроль: контрольная работа, тест, портфолио.
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса |
Разработчик рабочей программы определяет, насколько данный УМК обеспечивает достижение целей и задач, поставленных в учебной программе. Следует помнить, что программа, не обеспеченная учебно-методическим комплексом, вызывает трудности как для обучающихся, так и для учителя, поэтому не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным дисциплинам ООП ООО; должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. В ООП ООО должно быть описано все учебно-методическое и информационное обеспечение для реализации целей и задач начального общего образования:
- Литература: учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии
- Дидактические материалы: словари, справочники, наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);
- Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды
- Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.
Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучающихся по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания по отдельным аспектам и проблемам курса. Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию:
- если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий;
- при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых и т.д.;
- указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен – 336 с.;
- если рассматриваем несколько страниц – С. 30-38.
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета |
Данный элемент рабочей программы представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных операционально (через действия обучающихся) и диагностично. Перечень целей - результатов включает в себя определенный уровень достижений (предметные и общие учебные умения и способы деятельности). Требования к уровню подготовки учащихся прописываются в соответствии с ФГОС НОО и ООО и примерной программой; они не могут быть ниже требований, сформулированных в данных документах. В то же время они должны быть понятными для обучающихся и их родителей. |
Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы |
- Объекты контроля;
- методы и формы контроля:
-стартовые диагностические работы на начало учебного года;
-интегрированные (комплексные) контрольные работы;
-тематические проверочные (контрольные) работы;
- проекты;
-практические работы;
-творческие работы;
-диагностические задания;
-самоанализ и самооценка;
- количество тематических, творческих, итоговых контрольных работ, проектов;
- нормы оценок различных видов деятельности , оценочные шкалы.
|
Приложения к программе |
- Основные понятия курса;
- контрольно-измерительные материалы;
- темы проектов;
- темы творческих работ.
|
|