Четверг, 25.05.2017, 23:07
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2016 » Июль » 7 » Славянские праздники
01:08
Славянские праздники

       7 июля - день Ивана Купалы, Иванов день, Иван травник

- все это народное название великого праздника православного календаря — рождества Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля) и праздник летнего солнцестояния. Согласно христианскому вероучению, Иоанн Креститель является последним в ряду пророков — предвозвестников прихода Мессии, непосредственным предшественником Иисуса Христа.
   Иванов день отмечали как праздник природы, которая к этому времени достигает высшей точки своего расцвета . После Ивана Купалы ее буйство постепенно «идет на убыль».

Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. 
После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
 Момент перехода был мифологизирован: старое уходит, новое еще не наступило — мир становится аморфным, размывается граница между «тем» и «этим» светом, на земле и на небе происходят чудеса.
Празднование Иванова дня начиналось после захода солнца в день Аграфены Купальницы. По поверью, в Иванову ночь и Иванов день окружающий человека мир на короткое время становится другим: солнце, небо, земля, вода, растения и животные изменяют свой привычный облик, открывают людям свои тайны, отдают им накопленное богатство.
В праздничную ночь земля обнажает свои недра, позволяя человеку увидеть скрытое от него в другое время: обнаружить клады, услышать звон колоколов церквей, которые ушли в землю. Вода приобретает волшебные целительные свойства. Растения наполняются особой магической силой, переходят с места на место и разговаривают друг с другом. Животные в эту ночь говорят на человеческом языке, слепая змея медянка получает зрение и становится опасной человеку. В Иваново утро солнце играет — переливается разными цветами, подскакивает над горизонтом, исчезает, снова появляется, останавливается и снова катится по небу. Человек, увидевший его игру, будет здоров и счастлив. В Иванов день, как считалось, на один миг «раскрывается» небо и с небес на землю выглядывает Бог. Если человек станет свидетелем этого чуда и успеет загадать желание, то оно обязательно исполнится.
(Людмила Соболь Ночь на Ивана Купала (батик))
В полные чудес Иванову ночь и Иванов день мужчины и женщины, парни и девушки отправлялись в луга, леса, к рекам и озерам. В Иванов день принято было собирать цветы и лекарственные травы. Они использовались для лечения болезней, для гаданий и ворожбы. Среди колдовских трав особенно почитался папоротник, который, по поверью, ровно в полночь на один миг расцветал в глухом лесу, где не слышно петушиного крика. По легенде, широко известной всем русским, человек, которому удастся его сорвать, получит огромные знания, сокрытые в природе. Он будет знать все события, которые происходят в мире, все колдовские и природные тайны, научится понимать язык деревьев, животных и птиц, сможет превращаться в невидимку. В Иванову ночь до самого утра купались в реках, озерах и прудах. Считалось, что во время ивановского купания человек приобретал силу, здоровье, красоту, очищался от всех болезней, снимал порчу и сглаз.
(И.Курылев Ночь на Ивана Купалу. 1920 г).
Вечером девушки и парни собирались на берегах рек или озер и устраивали трапезы, главными блюдами которых были каша и яичница; собирали для гадания букеты из 12 трав, находили «иваньковский» цветок иван-да-марья.Самый колдовской цветок этого праздника — иван-да-марья, символизирующий единение воды и огня, мужчины и женщины. У него на одном стебле соединились желтое (Иван Купала, солнце) и синее (Марина, мара, богиня воды). С навечерия Купальницы вплетали девушки цветок в венки, пояса, банные веники. Считалось, что он помогает соединению с любимым.
(Генрих Семирадский Ночь накануне Ивана Купалы 1880е)
Трапеза заканчивалась общим весельем молодежи, продолжавшимся до самого утра.
В течение всего дня Аграфены Купальницы, деревенская молодежь по крестьянским дворам собирала дрова, солому, бочки из-под дегтя для разжигания костра, называвшегося ивановским, купальским, купайлой. Костры устраивали на возвышенных местах по берегам рек, озер, прудов или на перекрестках дорог. Прямо на земле или на деревянном помосте, козлах, втыкали длинную, до 10—15 м, жердь с поперечными перекладинами, на верху которой закрепляли колесо (дегтярную бочку или корзину). И колесо, и перекладины обматывали пучками соломы, а затем все это закладывалось дровами и хворостом. Каждая деревня старалась сделать свой костер более ярким и более высоким, чем костер соседей. Сигналом к его зажиганию служил заход солнца, а вместе с ним и наступление Ивановой ночи, таинственной и полной чудес и тушили уже к восходу солнца в Иванов день.
(Иван Соколов Ночь на Ивана Купалу 1856 г.)
Костры имели значение избавительного, очистительного, обережного и продуцирующего действия. Огонь, устремляющийся вверх, соотносили с ростом и умножением. По высоте пламени гадали, чей лен будет выше, а урожай больше. Считалось также, что огонь ивановского костра может соединить брачные пары. Парень и девушка, которые, взявшись за руки, перепрыгнут через костер, будут вечно любить друг друга. Если во время прыжка у девушки падал с головы венок, а парень его подхватывал, то он имел право к ней свататься.
(Клавдий Лебедев Ночь на Ивана Купалу)
А накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам:
Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый— «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!» . В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав.
 
 
Если набралось — в этом году замуж выйдешь. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
 
А. Жарникова "Плетение венков"
Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. 
После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния — с 20 по 26 июня.
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
 

Ivan Kupala - Rosy (Иван Купала - Росы) , Борис Ольшанский.Славянская живопись, К. Васильев. Семаргл.
 
Источники:
 
Просмотров: 3739 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Администратор
Рейтинг сайта
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Уже идет!
ИТОГИ
Новые материалы
Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства
"Учимся рисовать весну"
"Былинные герои в изобразительном искусстве"
Александр Невский - защитник земли русской
"Маленькие герои Великой Отечественной войны"
Мы ВКонтакте
Свидетельство
Форма входа
Гости сайта
Кто на сайте?
Кто на сайте?
Всего ответов: 1813
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кнопка сайта
Календарь
«  Июль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск по сайту
   Я на Методсовете Каталог сайтов Каталог сайтов Хостинг документов