Вторник, 26.09.2017, 15:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2016 » Июль » 6 » Славянские праздники
08:08
Славянские праздники
         6 июля - день Аграфены Купальницы
Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней «Петра и Павла» сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
 
Репу сей на Аграфену—хороша репа будет.
Матушка-репка, уродись крепка,
Ни густа, ни редка — До великого поста.
Репа да горох и сеются про воров.
Завидны в поле горох да репа, кто ни пройдет—щипнет.
Мимо девки да мимо репки так не пройдешь.
На Аграфену гречиха мала, овсу пороет.
 
С Аграфены начинают купаться, «закупываются». В этот день в некоторых местах бывают общие купанья, сопровождаемые песнями. Особенно радовались купанию дети: пытаясь столкнуть один другого в воду, выкрикивали:
С плота долой,
Катись бородой!
 
В воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:
Пройду бобром —
По воде плавком,
Трижды окунусь —
Словно белый гусь.
 
или:
 
Гребу бобром —
По воде плавком,
Трижды окунусь,
Да не захлебнусь.
Нырком пройду,
Из-под воды вон уйду.
 
Тот, кому в уши попала вода, наклонив голову, скакал на одной ноге, приговаривая: Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.
 
На Аграфену обязательно мылись и парились в банях.
Архангелогородцы, жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежею травою, «и девушки парятся свежими вениками, связанными из целебных трав». В Тверской губ. парились вениками, утыканными цветами, специально для этого сорванными.
 

Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес. Веники делали не только березовые, на Вологодчине предпочитали вязать их из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку разных сортов.
 
Заготовка веников шла под песни. Веники, веники.
Веники, комелики
На печи валяются,
В лапти обуваются. Кум Иван, кум Иван,
Кум Гаврила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила:
Веники, веники... и т. д.
(Ленинградская обл.) Дуня бела, румяна,
Зачем любишь Ивана?
«Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява!»
Ваня чист и речист,
Горазд речи говорить.
Подговаривал Дуняшу
Одну ночку ночевать:
«Ночуй, Дуня, ночуй, Дуня,
Погости, голубушка!
Ты ночуешь у меня —
Подарю, Дуня, тебя!
Подарю тебе сережки
Я серебряные!
Что вторые — золотые
Со подвесочками!
А во славушку войдем —
Жемчужные заведем!»
(Вологодская губ.) Я в лесе был, березку рубил,
Березку рубил, березку рубил.
Березку рубил, метелки вязал
Метелки, метелки, метелки вязал.
Метелки вязал, на возик складал,
На возик, на возик, на возик складал.
На возик складал, рублем утягал,
Рублечком, рублечком, рублем утягал.
Рублем утягал, коня запрягал,
Конечка, конечка, коня запрягал.
Коня запрягал, в Москву отправлял.
Во Москву, Москву, да в Москву отправлял.
В Москву отправлял, да там девку видал
Там девку, там девку, там девку видал.
Там девку видал, чернявку встречал,
Чернявку, чернявку, чернявку встречал:
Стоит под окном, играет цветком,
Играет, играет, играет цветком!
 
В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять их, валяясь по полосе.
В окрестностях г. Кириллова (Вологодская губ.), по сообщению одного из собирателей, в день Аграфены Купальницы все девушки («невесты» и подростки) расхаживают в своих лучших нарядах по домам и говорят: «Умойте!» Это значит — подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, сережки и проч. Не менее интересны сведения из Костромской губ. Здесь девицы собирались к одной из своих подруг «толокчи в ступе ячмень», из которого на другой день варят кашу и едят ее вечером с коровьим маслом. Потом, взяв передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росой, думая, что она приносит здоровье. На Аграфену — обетная каша, складчиной.
Обед вскладчину, состоящий из постных блюд, выставляли в некоторых деревнях Вологодчины для нищей братии. Столы выставлялись прямо посреди деревни, и на такую трапезу являлось иногда человек до трехсот. Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавиться от несчастий и бед.
Древо древанское,
Листья моханские,
Цветы ангельские,
Когти дьявольские — так описывают шиповник на Северной Двине. Крестьяне, для предохранения себя от ведьм, кладут в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов — молодое осиновое дерево, вырванное непременно вместе с корнем. По убеждению народа, в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Девушки Онежского уезда Архангельской губернии выходили искать «ивановский борщ» — растение, имеющее, по их мнению, большую целительную силу. Девушки отправлялись целыми компаниями, в сопровождении парней. Поиски сопровождались играми и возней, так что травы подвергались значительному вытаптыванию.
 

Белую кувшинку называют кое-где «одолень-травой», ее собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу как надежное средство от разных бед и напастей. Ночью, до восхода солнца, рвали цветы Иван-да-Марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой.
 
В ночь с Аграфены на Ивана, «до восхода солнца, чтобы никто тебя не видел, рви чернобыльник; под корнем найдешь уголь; он от многих болезней облегчение доставляет — от брюха, тошноты и прочее. Если увидят тебя за этим делом — уголь уйдет в землю».
Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам:
1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый— «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»
2. В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось — в этом году замуж выйдешь.
3. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
Я по цветикам ходила,
По лазоревым гуляла,
Цвета алого искала.
Не нашла цвета алого.
Супротив мого милого.
Эх, мой миленький хорош.
Чернобров, душа, пригож.
Мне подарочек принес,
Мне подарок дорогой —
С руки перстень золотой.
Мне не дорог твой подарок.
Дорога твоя любовь.
Не хочу перстня носить,
Хочу так тебя любить.
(Тульская губ.) и.д.
 
Просмотров: 1031 | Добавил: Татьяна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Администратор
Рейтинг сайта
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Работают эксперты
Новые материалы
Презентация «Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства»
Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства
"Учимся рисовать весну"
"Былинные герои в изобразительном искусстве"
Александр Невский - защитник земли русской
Мы ВКонтакте
Свидетельство
Форма входа
Гости сайта
Кто на сайте?
Кто на сайте?
Всего ответов: 1816
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кнопка сайта
Календарь
«  Июль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск по сайту
   Я на Методсовете Каталог сайтов Каталог сайтов Хостинг документов