Слово "музей" происходит от греческого слова "музеон". В Древней Греции оно означало место, посвященное музам – богиням – покровительницам поэзии, искусства и наук. Само слово "музей" появилось гораздо позже, и с тех самых пор музеями стали называть научные, научно-просветительские учреждения, а так же здания, где хранятся выдающиеся произведения творческой деятельности человека или памятники естественной истории и материальной культуры.
Художественные музеи занимают особое место в творческой деятельности человека. В них собраны и выставлены для обзора произведения изобразительного и декоративного искусства – это картины, скульптуры, рисунки, гравюры, художественные ткани, ковры, гобелены, керамика, мебель и многое другое.
Всемирно известными художественными музеями у нас в стране являются Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
В тихом Лаврушинском переулке, расположенном в Замоскворечье, стоит музей, похожий на сказочный терем.
Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898) – человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников.
В 1856 году Павел Михайлович Третьяков основал художественную картинную галерею. Вначале Третьяков покупает картины современных русских художников – обычно ему хорошо знакомых. Он посещает их мастерские, осматривает выставки. Молча ходит по залам. Всматривается в полотна, там представленные. Подолгу стоит перед теми, которые ему понравились. Не торопится, не спешит их приобрести. Возвращается к ним еще и еще. И уж затем отбирает их для себя. Тогда к рамам картин прикрепляется небольшая записка: "Собственность П.М. Третьякова". Картины перевозятся в его дом в Лаврушинский переулок и размещаются в специально отведенных для них комнатах.
Вскоре полотнам становится тесно. Нужно было строить специальное помещение. В 1874 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам. Небольшая пристройка к основному дому – это несколько светлых, просторных залов. В них и развесили картины. Легко сказать: "развесили". Дело это непростое. Так, большие полотна устанавливали на стену несколько человек с помощью лестниц – стремянок. Картины, оправленные в тяжелые массивные рамы, весили по сто – двести килограмм. Попробуй, подними их, да так, чтобы не повредить живопись картины! Сложное это дело – сложное до сего времени.
К тому же картины нужно так развесить, чтобы они хорошо освещались, были удобны для осмотра, не мешали друг другу. Развеска картин в художественном музее – большое искусство. План развески, так называемой экспозиционный план, составляют ныне квалифицированные научные сотрудники. Его утверждает научный совет музея. И еще. Картины редко переносят из зала в зал: они имеют свое постоянное в течение десятилетий место. Конечно, Третьяков не составлял особого плана, да и картин у него на первых порах было немного. Но Павел Михайлович прекрасно понимал важность правильного расположения полотен.
Третьяков, увлеченный собирательством картин, покупал их все больше и больше. В 1880 году он соорудил новую пристройку к своему дому. Через пять лет – еще одну. Теперь собрание Третьякова превратилось в настоящую художественную картинную галерею.
Ее ежедневно стали посещать люди. Приходили художники, студенты художественных учебных заведений. Они копировали наиболее известные картины. Павел Михайлович занятый своими купеческими заботами, все же находил время для галереи. Он каждое утро обходил ее залы, а в конце дня приглашал в свой кабинет служителя, подробно расспрашивал его о том, сколько народу побывало в галерее, кто и что говорил о ней. Его интересовало все.
Вечером Павел Михайлович вновь приходил в галерею, в ее уже безлюдные залы. Зимой следил за тем, чтобы в них не было холодно. От морозов может потрескаться живопись, деформироваться полотно, на котором она написана. Чтобы следить за температурой, Третьяков повесил в залах термометры. Сам проверял их показания, и если становилось холодно, то приказывал протопить печи.
Летом в жаркие дни, в залах открывали затянутые защитными сетками форточки, так как от зноя мог необратимо потемнеть лак, которым художники обычно покрывали живопись, она начинала высыхать, на ней появлялись гибельные трещины, которые в дальнейшем могли привести к осыпанию краски, к серьезным заболеваниям полотна.
А сколько пыли ежедневно оседает на картинах! И пыль далеко не безобидна для них. Она делает тусклыми краски, впитывается в живопись и также приводит к тяжелым недугам картин. Чтобы от пыли полотна не заболели , каждый вечер служители галереи специальными пуховыми кистями осторожно сметали с картин пыль. Ежедневно мылись и до блеска натирались полы в залах.
В 1892 году Третьяков осуществил свою заветную мечту – передал собранную им богатую коллекцию и коллекцию младшего брата С.М. Третьякова в дар г. Москве. К этому времени собрание Третьякова насчитывало около 2 тысяч картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.
В 1902 году фасад дома был реконструирован в русском стиле по проекту художника В.М. Васнецова. На нем появился рельефный старинный герб Москвы – Георгий Победоносец, поражает копьем змея. Стены галереи были выкрашены в белый и красный цвета, опоясаны узорчатым орнаментом.
Третьяковская галерея – один из крупнейших храмов искусства. Несмотря на многолюдье, в залах галереи всегда царит тишина, здесь говорят полушепотом, тихо переходя из зала в зал. Вот и мы сейчас с вами отправимся на экскурсию по музею, переходя от одной картине к другой.
Большинство картин в тяжелых позолоченных рамах. Картина в раме подобна окну, распахнутому художником в большой прекрасный мир. Художник предлагает глубже проникнуть в него и как можно внимательнее рассмотреть все, что его взволновало, и разделить с ним его чувства.
Литература:
1. Энциклопедический словарь юного художника;
2. Е. Кончин «Как рождается музей».
|